День педагога профессионального образования

01.11.2016 года в рамках XIII Областного педагогического марафона на базе БПОУ ОО «Омский колледж профессиональных технологий»  состоялся «День педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья», который был посвящен теме «Профессиональное самоопределение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Мероприятие было подготовлено в  сотрудничестве с кафедрой профессионального образования и кафедрой педагогики и психологии общего и специального образования.  В данном мероприятии приняли участие представители органов управления образованием, адаптивных школ и профессиональных образовательных организаций Омска и Омской области, родители студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также специальные гости: председатель Омской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Л. С. Леонова и главный специалист отделения психолого-профориентационной реабилитации  БУ ОО «Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения» Е.В. Ярошенко.

Первая часть  мероприятия была организована в форме панельной дискуссии, где экспертами от различных категорий участников образовательного процесса были предложены к обсуждению следующие вопросы:

  • Проблема выбора профессии для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
  • Особенности организации углубленной трудовой подготовки для обучающихся 10-11 классов с умственной отсталостью;
  • Профессиональная готовность образовательных организаций среднего профессионального образования к приему обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В ходе обсуждения первого вопроса родители студентов с ОВЗ, заместитель директора БПОУ «ОКПТ» Г.Е. Воскресенская, представители адаптивных школ, председатель ООО «Всероссийское общество инвалидов» Л. С. Леонова обозначили  основные проблемы  выбора будущей профессии детьми с ОВЗ и инвалидами, главный специалист отделения психолого-профориентационной реабилитации БУ «Областной Центр профориентации»  Е.В. Ярошенко представила профориентационные проекты для данной категории детей и их родителей «Территория твоих возможностей», «Ограниченные возможности-неограниченный выбор», специализированная  ярмарка образовательных услуг «Мир без границ».

В рамках обсуждения особенностей организации углубленной трудовой подготовки в адаптивных школах был представлен опыт работы Кутузовой Е. Ю., председателя МО учителей профессионально-трудового обучения, учителя КОУ ОО «Адаптивная школа №18» г. Омска; Дудко Н.Б., заместителя директора КОУ ОО «Исилькульская адаптивная школа-интернат». Итогом дискуссии по данному вопросу стало предложение в 2017 году ввести номинацию «Профессионально-трудовая подготовка детей с ОВЗ» в   Областной  конкурс методических разработок  и программ  обучения для детей с ОВЗ, а по итогам конкурса выпустить  сборник методических материалов.

По вопросам разработки и реализации программ профессионального обучения детей с ОВЗ, а также их последующего трудоустройства опыт работы представили Астапович Л. В., педагог-психолог БПОУ ОО «Муромцевский техникум механизации сельского хозяйства», Близниченко Т.В., преподаватель БПОУ ОО  «Омский техникум строительства и лесного хозяйства», Мороз А.С., преподаватель БПОУ ОО  «Омский техникум строительства и лесного хозяйства», Щитникова М.И., методист БПОУ ОО «Усть-Заостровский сельскохозяйственный техникум». Практическим примером успешной социализации и профессиональной реализации детей с ограниченными возможностями здоровья стала презентация «Моя профессиональная мечта» Мироненко Вадима, выпускника БПОУ ОО  «Омский техникум строительства и лесного хозяйства» по программе профессионального обучения «Плодоовощевод». В результате обсуждения представленного опыта было принято решение создать творческую группу по разработке программ профессионального обучения для детей с ОВЗ с целью формирования регионального банка адаптированных программ по профессиям СПО.

В ходе обсуждения  вопроса профессиональной готовности образовательных организаций среднего профессионального образования к приему обучающихся с ограниченными возможностями здоровья основные проблемы обозначили Л.И. Середникова, ведущий специалист управления образования Таврического муниципального района,   И.П. Посашкова, заведующий кафедрой педагогики и психологии общего и специального образования, а также представители адаптивных школ и родители детей с ОВЗ. Результатом дискуссии по данному вопросу стало решение организовать сотрудничество адаптивных школ и профессиональных организаций региона в рамках деятельности РИП ИнКО с целью эффективного решения проблемы профессионального самоопределения детей с ОВЗ и инвалидов. 

Вторая часть Дня педагога профессионального образования – деловая игра «Психолого-педагогический консилиум по разработке стратегии индивидуального сопровождения студента с ОВЗ в процессе обучения» была посвящена решению ситуационных задач по разработке стратегии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ.

Материалы дня